Форум » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ И КНИЖНЫЕ ШКАФЫ » История Магии. Пособие. Составитель Фелиция Биннс. » Ответить

История Магии. Пособие. Составитель Фелиция Биннс.

Библиотека: Глава 1 Месопотамия Хронология событий V—IV тыс. до н. э. — период Убайдской культуры. Городские центры (ещё не города), ирригация, храмы, мощеные улицы. В начале-середине IV тыс. происходит резкий упадок культуры, поселения оказываются надолго заброшены. Возможно, это связано с приходом шумеров. вторая половина IV тыс. до н. э. — появление признаков шумерской цивилизации. Города с населением до 10.000 человек, с царским дворцом, храмами богов, характерными для шумеров зиккуратами (кирпичные пирамиды, на вершинах которых стояли храмы), ремесленными мастерскими. Появление письменности. XXXIV в. до н. э. — предположительно, первые примеры письменности (некоторые историки считают, что это - только рисуночное письмо). XXXII в. до н. э. — первая (достоверно) запись в мире. XXVIII в. до н. э. — археологически этим периодом датируется значительный слой ила во многих (не всех) городах Шумера. Результат обширного катастрофического наводнения. По целому ряду гипотез (отцы ассириологии: Роулинсон, Лэйярд и почти все современные авторы) считается, что именно это наводнение привело к созданию библейского рассказа о всемирном потопе. XXVIII в. до н. э. — город Киш становится центром Шумерской цивилизации. XXVII в. до н. э. — ослабление Киша. Правитель города Урук — Гильгамеш отражает угрозу со стороны Киша и громит его войско. Киш присоединён к владениям Урука, который становится центром Шумерской цивилизации. Впоследствии Гильгамеш был обожествлен. О нём был создан «Эпос о Гильгамеше», сохранившийся во многих вариантах. XXV в. до н. э. — ослабление Урука. Ведущим центром Шумерской цивилизации на столетие становится город Ур. XXIV в. до н. э. — город Лагаш достигает высшего политического могущества при царе Эаннатуме. Эаннатум реорганизует армию, вводит новое боевое построение. Опираясь на реформированную армию Эаннатум подчиняет своей власти бо́льшую часть Шумера и предпринимает удачный поход на Элам, нанеся поражение ряду эламских племён. Нуждаясь в больших средствах для проведения такой масштабной политики, Эаннатум вводит налоговые сборы и повинности на храмовые земли. После смерти Эаннатума начинаются народные волнения, подстрекаемые жрецами. В результате этих волнений к власти приходит Уруинимгина. 2318—2312 гг. до н. э. — правление Уруинимгины. Для восстановления ухудшившихся отношений с жрецами Уруинимгина проводит ряд реформ. Прекращается поглощение государством храмовых земель, сокращены налоговые сборы и повинности. Одновременно осуществляются некоторые реформы, улучшающие положение рядового населения. В историю Месопотамии Уруинимгина вошёл как первый социальный реформатор. 2318 гг. до н. э. — зависимый от Лагаша город Умма объявляет ему войну. Правитель Уммы Лугальзагеси разгромил армию Лагаша, разорил Лагаш, сжёг его дворцы. На короткое время город Умма стал лидером объединённого Шумера, пока не потерпел поражение от северного царства Аккада, к которому перешло господство над всем Шумером. XXIII в. до н. э. — объединение шумерского и аккадского государств аккадским царём Саргоном I (он же Саргон Древний, Саргон Аккадский, Саргон Великий). Возможно, что библейское описание детства Моисея (ребенок, оставленный в корзине в реке) является пересказом легенды о Саргоне. XXIII—XXI в. до н. э. — существование Аккадского государства, по сути первой в мире империи. Аккад объединял весь Шумер, Аккад, Ассирию, Элам и т. д. Согласно записям самого Саргона (как правило - хвастливым и сомнительным), у него был выход к Средиземному морю. XXI в. до н. э. — вторжение с востока эламитов, исчезновение шумерских царей с политической арены. Впрочем, шумеры сохраняют свою культуру и национальную идентичность ещё пять веков. Шумерское жречество превращается в своеобразную научную и религиозную касту, которая будет существовать в Месопотамии ещё тысячи лет. Они известны из Библии как халдеи. Благодаря тому, что халдеи сохраняли свой уникальный язык так долго, создавая на нём словари и учебники для вавилонян, ассирийцев и персов, ученые и смогли его расшифровать. XIX—XVIII вв. до н. э. — в Ассирии правят первые цари. Их страна заселена переселенцами и беженцами с юга. XVIII в. до н. э. — возвышение нового царства со столицей в Вавилоне, близ нынешнего Багдада, возглавляемого царями аморитянской династии. Объединение царём Хаммурапи Месопотамии и Сирии. Объединение страны привело к значительному падению культуры для Шумера. С этого времени они уже только сохраняли то, что было раньше, не создавая нового. Политический и культурный центр окончательно переместился на север. XVI в. до н. э. — возникновение в верхнем течении Тигра сильного ассирийского царства с главным городом Ассуром. Впоследствии были основаны другие столицы: Ниневия (в честь бога Нина), Нимруд, Кальху. 743—735 гг. до н. э. — царствование Набонассара. Становление военизированного ассирийского государства. Начало регулярных астрономических наблюдений. 729 г. до н. э. — захват Вавилона ассирийским царём Тиглатпаласаром III. 680—669 г. до н. э. — царствование ассирийского царя Асархаддона. 538 г. до н. э. — персидский царь Кир захватывает Вавилон и Ассирию. 336 г. до н. э. — Александр Македонский завоёвывает Междуречье. После его смерти оно становится одной из областей эллинистического государства Селевкидов. II в. до н. э. — Вавилон уже не является городом в привычном понимании, среди его руин сохраняется только маленькое деревенское поселение. Последние люди исчезнут из него уже в VI веке, незадолго до прихода арабских завоевателей. Арабы даже не будут знать, что под этими холмами когда-то находился великий Вавилон. I в. до н. э. — последние дошедшие до нас клинописные таблички.

Ответов - 3

Библиотека: Глава 2 Месопотамия Шумерский пантеон. (В скобках приведены аккадские имена богов). Ан (Ану) – бог неба, «отец богов». Иногда он враждебен людям, чаще пассивен и бездеятелен. Ки – богиня земли. Покровительница плодородия и урожая. Первоначально считалась женой Ану и матерью Энлиля. Позже «превратилась» в супругу Энки. Энлиль (Бел) – «владыка-ветер». Сын Ану (неба) и Ки (земли). Бог воздуха. Покровитель плодородия. Изобретатель плуга. Божество по характеру коварное и злобное, насылающее стихийные бедствия. Пытался уничтожить людей потопом. Нинлиль – «владычица воздуха». Супруга Энлиля. Первоначально богиня плодородия. Позже «превратилась» в богиню мучений, смерти, уничтожения. Нанна (Син) – бог луны. Сын Энлиля и Нинлиль. Покровитель приливов и отливов. Уту (Шамаш) – бог солнца. Сын Сина. Хранитель справедливости. Инанна (Иштар) – богиня любви. Дочь Сина. Энки (Эйа) – бог мудрости и пресной воды. Хранитель человеческой судьбы. Доброе и мудрое, благосклонное к людям божество. Сотворил людей из глины. Спас Зиусудру (Шумерского аналога Ноя) от потопа, предупредив о необходимости построить ковчег. Нингирсу – бог порядка. Позже бог войны. Сын Энлиля. Эрешкигаль – богиня зимы и смерти. Сестра Иштар и антипод ее. Думузи (Таммуз) – бог плодородия, вечно живой природы. Сын Энки от Дуттур. Супруг Инанны. Нергал (бог болезни, войны, смерти. Сын Энлиля. Супруг Эрешкигаль. Насылал лихорадку и чуму. Развязывал войны. Каждый город Передней Азии выделял из множества богов своего главного владыку. У шумеров и аккадцев это был Энлиль, у вавилонян - Мардук, у ассирийцев - Ашшур. В Вавилоне культ Мардука слился с культом Энлиля (Бела) и Бел-Мардук стал главой вавилонского пантеона, состоявшего из семёрки богов. Вавилонский пантеон: Бел-Мардук – бог земли и воздуха. Набу – бог мудрости. Шамаш – бог солнца. Син – бог луны. Иштар – богиня любви. Нергал – бог войны и смерти. Нинурта – бог «счастливой войны» (воинской доблести и удачи).

Библиотека: Глава 3 Персия Демон гнева Айшма Дэва. Древним евреям он был известен как Ашмедай, а христианским демонологам - как Асмодей. Вопрос о том, почему именно этот злой дух привлек внимание Запада в большей степени, чем прочие зороастрийские демоны, пока остается без ответа. Согласно Пьеру де Ланкру, Асмодей - "князь четвертой иерархии злых духов, именуемых карателями злодеяний, преступлений и прегрешений". Брабантский ученый доктор Иоганн Вейер (1515 - 1588) в своем трактате "Псевдомонархия демонов" дает любопытное описание этого демона: "...великий король, сильный и могущественный, является о трех головах: быка, человека и барана. Хвост у него змеиный, изо рта он извергает пламя, а лапы имеет гусиные. Сидит на адском драконе, держа в руке копье и знамя". Наверняка при виде демона с гусиными лапами заклинатель от ужаса должен был с головы до пят покрыться гусиной кожей! Однако бояться Асмодея не было нужды. Достаточно обратиться к нему по имени и сказать: "Ты истинно Асмодей". Тогда этот демон вручит заклинателю магическое кольцо и сделает его сведущим в геометрии, арифметике, астрономии и механике. Он будет правдиво отвечать на все вопросы. Кроме того, Асмодей может научить человека становиться невидимым и указать ему местонахождение кладов. Другие демоны в Зороастризме: Паромаити - дух высокомерия Митокс - дух лживого слова Заурва - дух дряхлости Акаташа - дух упрямства и упорства во грехе «Божественная» арифметика: Заратуштра выделил две формы времени: бесконечное время, или вечность, и конечное время - огромный временной период, "высеченный" Ормуздом из необъятной глыбы вечности. Длительность конечного времени - двенадцать тысяч лет. Оно делится на четыре цикла по три тысячи лет. Над каждым тысячелетием властвует один из знаков Зодиака. Таким образом, конечное время представляется как великий небесный год, мельчайшим подразделением которого оказывается суточный цикл - двенадцать дневных и двенадцать ночных часов. Мистические числа, управляющие этим циклом, - три, четыре и двенадцать. Тройка и четверка в сумме дают семерку. Потому-то над силами зла властвует Ариман с шестью верховными дэва, а над силами добра - Ормузд с шесть верховными ангелами: в каждом из царств насчитывается семь владык. Первая трехтысячелетняя эпоха - это время духовного творения, когда Ормузд создал идеи всех вещей. Вторая эпоха - время материального творения, когда были созданы все небожители и духи, небеса, вода, земля, растения, животные и человек. Следующие три тысячи лет - это эпоха преобладания зла над добром, соответствующая истории человечества до прихода Заратустры. И, наконец, четвертая эпоха, начавшаяся с проповеди Заратустры, завершится днем Страшного суда. Ритуал очищения волос и ногтей: Кроме семнадцати песнопений (так называемые гаты) приписываемых самому Заратуштре, в Зороастризме традиционно почитаются еще несколько священных книг. Среди них особый интерес для магов представляет "Видевдат" - свод законов и предписаний, направленных на отвращение злых сил и демонов, фактически являющийся списком магических ритуалов и заклинаний. Волосы и ногти издревле вызывали у необразованных людей страх и недоумение. Они лишены чувствительности и кажутся мертвыми. Однако они растут - и растут гораздо быстрее, чем другие части тела. Кроме того, они продолжают расти еще некоторое время после смерти человека. У необразованных людей волосы и ногти в древности воспринимались как своего рода растения-паразиты, поселившиеся на человеческом теле. Поэтому не удивительно, что отпускать их на свободу считалось небезопасным. В 17-й главе книги "Видевдат" излагаются правила обращения с обрезками волос и ногтей, которые, будучи отделены от тела, становятся "вместилищем нечистоты". Заратуштра спросил Ахурамазду: "О Ахурамазда, милосерднейший дух, создатель плотского мира, праведный! Каково наипагубнейшее из деяний, коими человек умножает вредоноснейшую силу дэва, как если бы приносил им жертвы?" - И сказал Ахурамазда: "Поистине оно совершается, когда человек здесь, внизу [т.е. на земле], расчесывая волосы или сбривая их, или обрезая ногти, бросает их в яму или расщелину. Тогда из-за несоблюдения законных обрядов дэва плодят на земле то, что мы называем вшами, и что пожирает хлеба на полях и одежды в хранилищах. Посему, о Заратуштра, всякий раз, когда здесь, внизу, будут расчесывать волосы или сбривать их, или обрезать ногти, пусть отнесут их на десять шагов от мужа праведного, на двадцать шагов от огня, на тридцать шагов от воды, на пятьдесят шагов от освященных связок барсмана [т.е. священных ветвей]. Затем пусть выкопают яму в земле, - глубиной в десять пальцев - в твердой, в двенадцать пальцев - в мягкой; положат туда свои волосы и промолвят победоносные слова: "Милостью Мазды произрастают растения". А затем пусть проведут вокруг ямы три борозды ножом из металла, или шесть [борозд], или девять, и прочтут [молитву] "Ахуна-Варья" три раза, или шесть [раз], или девять. Для ногтей же пусть выкопают яму вне жилища, глубиной в верхний сустав мизинца; положат туда ногти и промолвят победоносные слова: "От благочестивого слышны слова святости и благой мысли".

Библиотека: Глава 4 Bphfbkm Еврейские талисманы и амулеты Еврейский народ, как известно, народ Книги. И еврейская культура книжна и вербальна во всех своих аспектах, включая область народной магии. Главной характерной чертой еврейских амулетов считают обилие текстов и коротеньких надписей. Это не значит, что все еврейские амулеты пригодны для письма и что они пергаментные или бумажные. Как и у других народов, у евреев были в ходу и до сих пор встречаются амулеты из камня, когтей и зубов хищников, металлические – в виде подковы, ключа, замка, а также бусинки, шерстяные нити и т.д. Однако зачастую даже на такие предметы наносятся зашифрованные цитаты из Библии и Талмуда, имена ангелов и демонов. Использование библейских текстов в магических целях прослеживается в еврейской традиции по самым ранним письменным свидетельствам. Стихи из псалмов и молитвы встречаются на стенах синагог и на ритуальных сосудах найденных на территории Иудеи, Месопотамии и Самарии. При этом уже в Мишне - первом письменном тексте, содержащем в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма, содержится запрет на применение библейских стихов в народной медицине. Из этого запрета явствует, что такая практика у евреев уже развилась. Кроме того, сама по себе Тора, а впоследствии и любая другая книга, написанная еврейскими буквами и имеющая сакральный статус, с талмудических времен стала выполнять функцию амулета как такового. В Вавилонском Талмуде приводится рассуждение о том, что царю надлежало иметь два свитка Торы. Один он должен был держать в сокровищнице, а другой – всюду носить с собой. В ашкеназской традиции Нового времени наиболее популярными книгами, которые служили амулетами, были Псалмы и Книга Разиэля. Они выходили в формате маленьких книжечек и часто переиздавались огромными тиражами. Вряд ли такие книги предназначались для чтения, поскольку буквы в них были очень мелкими. Известно, что их клали в колыбель новорожденному, чтобы защитить его от болезней и сглаза. На титульном листе Книги Разиэля часто писали, что тот, кто хранит эту книгу в доме, убережет свое жилище от пожара. Таким образом, Священное Писание в еврейской народной традиции претерпело ряд трансформаций и из сакрального текста превратилось в сакральный предмет. В свою очередь, цитаты из Священного Писания, наносимые на другие амулеты – пергаментные, бумажные, серебряные и др. – увеличивали их магическую силу. Печатные и рукописные сборники заговоров и заклинаний (Сифрей сгулот), зачастую содержат прямые указания – как нужно изготовлять амулеты и что на них писать, что значат те или иные аббревиатуры из первых букв библейских стихов. Главным источником сведений о магических познаниях евреев остается Библия, где, в частности, упомянуты следующие типы амулетов: 1. Саарон. Этот металлический амулет в форме растущего месяца носили цари, женщины и верблюды. Предполагалось, что он защищает от дурного глаза. Изображение Луны было любимым амулетом богини Исиды. Вероятно, евреи, на которых глубоко повлияли магические учения Вавилона, позаимствовали его оттуда. 2. Терафим. Фигурки людей или богов преимущественно использовали для гаданий. Как правило, их делали из глины, однако для изготовления тех, которые носили на теле, по-видимому, употребляли полудрагоценные камни. В Книге бытия 31:19, 30 сказано, что Рахиль, убегая из дома со своим мужем Иаковом, украла «богов» у отца. Лабан был «больно огорчен» ее поступком и порицал Иакова за то, что тот взял его богов. По-еврейски — «терафим». Хотя любые формы идолов считались мерзостью в глазах бога, многие евреи предпочитали обладать ими, как, например, царь Давид и Миха, у которого был «дом Божий. И сделал он ефод и терафим...» (Судьи, 17:5). Вероятно, привычку к терафиму евреи унаследовали от вавилонян, продававших свои дома с огромным количеством в них этих защитных фигурок. 3. Аеашим. Слово не имеет единственного числа и означает «амулеты», т. е. предметы или украшения, используемые для защиты, гадания или других магических целей. Любые детали женского одеяния по самой природе могли стать амулетами, а Исайя строго порицал украшения, которые носили дочери Израиля, обрушивая гнев на серьги, пояса, перстни, браслеты на руках и запястьях, сосудцы с духами и зеркальца (Исайя, 3:20). На самом деле изначально эти предметы были созданы, чтобы защитить их владельца от злых духов и привлечь к нему удачу. 4. Позвонки (колокольцы). По подолам облачений Аарона и верховных священников укреплялись позвонки (колокольцы) и яблоки. Колокольцы защищали их от злых духов, яблоки же — древний символ любви и плодородия. Эти одежды соответствовали прямым указаниям, данным Моисею самим богом (Исход, 28:33). 5. Фигурки богов. Несмотря на то, что первая заповедь запрещает поклонение другим богам, или создание изображений любых кумиров, некоторые евреи по-прежнему почитали языческих богов. Пророки часто поносили поклонение Ваалу и Иштар, однако в Апокрифах упоминается факт, что Иуда Маккавей нашел под хитонами павших иудейских солдат вещи, посвященные иамнийским идолам, «и сделалось всем ясно, по какой причине они пали» (2 Мак, 12:39, 40). 6. Филактерии, или теффилин. Это повязки, которые носили на руках и на лбу,— возможно, кожаные; внутри находились полоски пергамента с выдержками из израильских заповедей: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть ...» (Втор, 6:4 - 8). Правоверные иудеи и сегодня используют филактерии во время утренней молитвы. 7. Мезуза. Словом, означающим дверной столб (косяк), называют небольшой цилиндрик, который, как правило, имеется у входа в дом любого правоверного иудея. Внутрь мезузы помещена полоска пергамента или бумаги с выдержкой из приведенной выше заповеди израильской (Втор, 6:9). 8. Цициф. Это кисть, которую господь повелел носить на краях одежд сынам израилевым «в роды их», т. е. из поколения в поколение; в нее необходимо вставлять нити из голубой шерсти (Числа, 15:38).Сегодня подобные кисти можно увидеть на таллифах — молитвенных покрывалах иудеев.



полная версия страницы